Шоу любимо критиками и обладает на редкость преданными зрителями, но фандом у него прямо-таки крошечный. Примерно такого же размера как городок Харлан на карте мира: где-то он определенно есть, но невооруженным глазом не увидишь. Причем это относится даже не к русскому сектору, а в принципе. Для оценки: на FF.net кто-то насчитал всего (!) 185 фиков, при том, что вот-вот стартует 4 сезон. Это печаль, господа.
Два года назад я была одним из самых преданных фанатов. Кто бы мог подумать, учитывая, что до того жанр нео-вестерна интереса не вызывал абсолютно никакого, и решение посмотреть возникло лишь после большого количества положительных оценок зрителей. В то время я активно писала о сериале в другом своем блоге, а потом, видимо, пресытившись эмоциями, ушла на очень длинный перерыв и вернулась только что. Ключевое слово «вернулась», ибо иначе и быть не могло. Но немало огорчает то, что 8 января уже 4x01, а мне по-прежнему толком не с кем обсудить шоу. Поэтому я задалась
Итак.
Justified - cериал, держащийся на трех слонах: Персонажи, Диалоги и, конечно же, Атмосфера.
читать дальше
О чем?
О людях, прежде всего. Очень разных, погруженных в особую атмосферу крошечного захолустного городка, затерянного на бескрайних просторах американского Юга. Людях со своеобразными ценностными ориентирами, живущих так, как умеют, как считают нужным. Далеко не всегда правильно, что, по сути, не делает их злодеями в привычном смысле слова. Ведь дробовик под каждой подушкой и бурбон вместо завтрака - не показатели.
Джастифайд, как его называют в русском фандоме, - это, своего рода "литературное" шоу. Диалоги здесь НЕ изобилуют штампами и даже порой звучат откровенно театрально, они умны и ироничны.
Сериал, который нужно смотреть исключительно в оригинале или с субтитрами (но для желающих имеется озвучка Fox Crime), ибо акцент персонажей совершенно волшебен. Ну и к тому же можно запросто упустить важную составляющую образа Бойда Краудера – его Голос.
Это очень атмосферное шоу. Насыщенное деталями особого южного быта, тягучее, как местная жизнь, местное время и местная речь. Поклонники называют сериал «медитативным экшном» и, пожалуй, это наиболее точное определение из всех возможных. Погружение происходит довольно быстро, но не всегда удачно. Многих зрителей, как показывает практика, атмосфера не принимает
Собственно, сеттинг примерно таков
Сюжет рожден серией книг известного американского писателя Элмора Леонарда о приключениях «современного ковбоя» - федерального маршала Рейлана Гивенса. В частности, пилот сериала - практически дословный пересказ повести «Fire In The Hole», изменения претерпели лишь возраст персонажей и финал. Если честно, получившееся на экране мне понравилось даже больше, чем на страницах книги, ибо ярче, как минимум. Элмор одобрил, на всякий случай.
Но пусть вас не вводит в заблуждение подобное описание. Акцент здесь делается не на ловле особо опасных преступников с помощью лассо, а на глубине образов в южных декорациях все же. Хотя криминальная составляющая - это движущая сила.
В самой основе сюжета запрятано давнее противостояние кланов Гивенс-Краудер. Это не только ровесники: протагонист Рейлан и антагонист Бойд, но и их колоритные папаши-преступники – Арло и Бо. Это еще и противостояния внутри семей, между отцами и детьми. Во втором сезоне в рассказ включат еще и клан Беннетов, возглавляемый суровой Мамой Мэгс, воспитывающей трех сыновей.
Герои
Персонажи нетривиальны, начиная с имен и заканчивая поступками. Сплав отличного сценария и талантливого каста дает весьма качественный результат, и, в частности, в данном сериале мы получаем просто волшебных героев, очень разных, очень живых. Мужские персы, в основе своей умны, находчивы и красноречивы; женщины первого плана являют собой удивительный сплав силы и хрупкости, суровости и болезненной нежности. Ну и, разумеется, специфической логики, порой граничащей с идиотизмом, что делает их образы на редкость правдоподобными. Про местных дам можно говорить очень долго. У меня даже по просмотре второго сезона начал писаться пост "Образ женщины в Justified", но все наработки канули в Лету.
Рейлан Гивенс, он же главный герой. По работе - федеральный маршал США (для незнающих – нечто среднее между судебным приставом и сотрудником уголовного розыска), по жизни – парень с ковбойскими замашками, мало кем понимаемыми и одобряемыми моральными принципами, явно позаимствованными из прошлого, и специфическим чувством юмора. Кроме всего прочего, его отличает любовь пострелять во все, что движется, если движение это покажется ему подозрительным. А подозрительным Рейлану кажется практически всё, учитывая, что события происходят в городке его детства, родном Харлане – настоящем рассаднике преступности, куда начальство от греха подальше, ссылает нашего героя, в величайшему неудовольствию последнего. Город отвечает ему взаимностью: практически все его обитатели так или иначе связаны с криминалом, более того: сливки данного общества Рейлана знают как облупленного. Здесь и его отец Арло - ветеран Вьетнама и воровского дела, дружок детства Бойд, ставший грабителем и расистом, влюбленная в Рейлана подруга все того же детства Эйва и даже бывшая жена Вайнона, секретарь суда, с которой Гивенс вынужден теперь работать бок-о-бок. Так вот у маршала сложные отношения практически со всеми персонажами, включая его семью, друзей и, разумеется, врагов. Да даже с самим собой и жизнью в принципе. Ах да, отличительным внешним признаком героя является стетсоновская Шляпа (с большой буквы, не иначе), с которой он не любит расставаться.
Бойд Краудер – (лучший) друг Рейлана в прошлом и «лучший враг» сейчас. Главный антагонист, статус которого не меняется из сезона в сезон. Самый непредсказуемый и неоднозначный персонаж шоу. Бойд – многоликая «птица-говорун, отличающаяся умом и сообразительностью». Преступник-интеллектуал, в голове которого водится какой-то особый, неизвестный науке вид тараканов. Кроме того, он превосходно разбирается во взрывном деле, чем с успехом пользуется, независимо от рода деятельности. Герой, прошедший довольно тернистый путь эволюции, который мы можем наблюдать в течение первых сезонов шоу.
Самое любопытное, что Бойд должен был погибнуть в самом конце пилота. На самом деле так и случилось, но когда сериал был выбран каналом FX для показа, первую серию пересняли и изменили финал: Краудер остался в живых. Продюсеры и критики были впечатлены работой исполнителя роли - Уолтона Гоггинса, который изначально согласился играть Бойда исключительно в качестве услуги своему приятелю Олифанту, и вернули его в шоу, что стало, имо, судьбоносным решением. Сейчас Бойд Краудер – основной и один из самых любимых зрителями персонаж Justified. Многими он расценивается как второй главный герой, наравне с Рейланом Гивенсом.
Если честно, то Рейлан vs. Бойд - это highlights сериала. Оба шоумены. Но если шоу Рейлана - это аттракционы "кто быстрее" и "попади в яблочко", то репертуар Бойда куда шире. Это насыщенное представление, начинающееся с пространной речи конферансье, продолжающееся всевозможными иллюзиями и фокусами на ловкость рук с периодическими взрывами и дымовыми завесами на фоне. Главная изюминка - освобождение из кандалов в стиле Гудини, и пока незадачливые зрители, раскрыв рот, смотрят на мага, его подручные обирают набитые денежками карманы.
Короче говоря, злодеи приходят и уходят, а Бойд по-прежнему на авансцене. Вообще, посадить данного конкретного Краудера - это главная мечта маршала Гивенса, и с ней он не расстается ни днем, ни ночью. Закончить противостояние обещали в финале сериала, и я даже предположить толком не могу как.
Рейлан и Бойд: промо-фотографии третьего и четвертого сезонов как бы намекают...
Вайнона Хокинс – бывшая жена Рейлана. В пилоте сериала Гивенс, прибыв в Кентукки, узнает, что та не так давно переехала в городок Лексингтон со своим новым мужем Гэри. Вайнона – секретарь суда, находящегося в одном здании с управлением маршалов, так что сталкиваться они с Рейланом начинают тут же. Главная цель ее присутствия в сериале – усложнять жизнь себе и бывшему, хотя поначалу все довольно мило и спокойно. Непростая барышня, с резкими и не всегда понятными сменами настроения. У зрителей к Вайноне довольно спорное отношение, вызываемое рядом ее не менее спорных поступков.
Эва (Эйва) Краудер – второй женский персонаж основного каста. И не менее неоднозначный. Фамилию свою она получила, выйдя замуж за младшего брата Бойда – Боумана, которого сама же, по прошествии почти двадцати лет брака, застрелила за ужином. Но, надо сказать, на то были веские причины.
Эва – самый прогрессирующий персонаж шоу. Если при просмотре 1 сезона она вызывала регулярный фейспалм и желание отправить подальше и желательно навсегда, то начиная со второго ситуация стала меняться на противоположную, а в итоге Эва умудрилась выбиться в главные женские персы, потеснив Вайнону. Штатный поставщик неприятностей для себя и окружающих, в этом схожа с миссис Хокинс. Отличается склонностью к авантюризму, живет сегодняшним днем и действует в зависимости от ситуации. Любит размахивать дробовиком по делу и без, но к 3 сезону решает использовать его более разумно. У нее совсем не осталось родных, потому Эва легко привязывается к людям, которые проявляют к ней доброту и тепло. С кланом Краудер у нее исторически «все сложно». Во всех смыслах.
Кроме того картину скрашивают коллеги Гивенса. Для начала это руководитель местного подразделения маршалов, непосредственный начальник и старый друг Рейлана, колоритный дядя с неизменным чувством юмора по имени Арт Маллен. Он призван разгребать то, что Гивенс творит в рабочее и свободное время, чем, как правило, страшно недоволен. Также в кадре молодой суровый маршал, по совместительству снайпер, Тим Гаттерсон, и афроамериканка Рейчел Брукс, которой на Юге США даже золотая звезда федерала не придает уюта.
Важным действующим лицом является отец главного героя - Арло Гивенс. Эти двое не могут наладить отношения почти всю сознательную рейлановскую жизнь, и с успехом продолжают ругаться в сериале. Арло сожительствует с тетей Рейлана - Хелен, одной из "тех самых" Женщин.
Семейство Краудер, кроме уже перечисленных фигурантов, включает в себя главу клана, местного авторитета Бо, и кузена Бойда, разумеется, пройдоху - Джонни.
Злодеи
Т.н. злодеи, ибо все относительно. Их стоит выделить отдельно, ибо они подчас колоритнее т.н. Героев. Не знаю, по каким принципам подбирают приглашенных актеров на эти роли, но исключительно все эпичны. Бо Краудер, Мэгз Беннет, Эллстин Лаймхаус и Роберт Куорлз - эти имена-глыбы вселенной Джастифайда.
Пейринги
По сути их всего два, и оба канонические.
Рейлан/Вайнона позиционируется как главный пейринг шоу, сделанный по стандарту: «бывшие муж и жена, разошедшиеся по нелепости, но сохранившие чувства». По началу смотрится живенько и мило, да и химия в наличии. Героев, разумеется, на определенном этапе снова сводят, и тут начинается беда… На самом деле, в данном случае очень сложно выдумать что-то новое, но степень, с которой герои любят все усложнять – это что-то с чем-то в плохом смысле. Памятник им.
Второй – это Король и Королева Харлана. Я не хочу обозначать имен, ибо это большой жирный спойлер для начинающих смотреть, поэтому пусть будет так. В отличие от Рейлана и Вайноны, эти двое не тянут кота за всевозможные части мохнатого тела, у них все просто и понятно. Внезапные соулмэйты, прошедшие непростой путь друг к другу. Стоит особо отметить логику и бережность, с которой эти отношения выстраивались сценаристами на протяжении целого сезона. Тут важно было не напортачить, ибо зрители могли явно не одобрить такого поворота событий, но, как ни странно, все получилось, и этот эмоционально глубокий пейринг для очень многих (и меня в частности) моментально потеснил предыдущий с ОТР-трона и продолжает горделиво на нем восседать. Современные Бонни и Клайд, но пока без трагической концовки, которую я неизбежно ощущаю почти в каждой их совместной сцене, и, наверное, именно это обостряет очень сильные ангстовые шипперские чувства. В тройке лучших пейрингов ever для меня, без шуток.
Поклонники слэша тоже найдут свою нишу, ибо Рейлан и Бойд в одном кадре – настоящее Зрелище. Но я предпочитаю рассматривать этих двоих как друзей, даже почти братьев.
Актеры
Начнем с того, что к исполнителю главной роли – Тимоти Олифанту (Рейлан), я всегда относилась более чем спокойно. Но в этом шоу он действительно хорош. Его ироничный герой, лениво прищуривающийся из под Шляпы, смотрится, как ни странно, учитывая жанр нео-вестерна, очень свежо и приятно. Играет актер замечательно, и мне даже захотелось посмотреть другой его масштабный проект похожей направленности - "Дэдвуд", где антагонистом выступает Йен МакШейн, небезызвестный король Сайлас. Если честно, мне кажется, что Олифанту с сериалами везет больше, чем с фильмами. Хотя не он первый...
Уолтон Гоггинс (Бойд) - мое личное открытие. Волшебный просто актер, превративший (вместе со сценарами, разумеется) своего изначально довольно однобокого и тусклого персонажа образца книги и пилота в героя невероятного масштаба и красочности. Очень яркий, но в то же время известный лишь узкому кругу зрителей. Гоггинс обратил на себя внимание значимой ролью в сериале "Щит" (The Shield) , где сыграл абсолютно полярного персонажа и должен был получить номинацию на Эмми, справедливости ради! А еще Уолтон Джи - очень умный человек и в этом похож на своего Бойда. А игра голосом, пожалуй, - его самая выдающаяся "актерская" черта.
Натали Зиа (Вайнона) мне была известна давно по роли Карен Дарлинг в шоу Грега Берланти "Dirty Sexy Money", хотя в целом она очень много снимается. Здесь роль, к сожалению, несколько ее подвела, в том смысле, что даже не знаю, как сделать персонаж интереснее...
А вот о Джоэль Картер (Эва) я, наоборот, ни разу не слышала до Джастифайда. Поначалу раздражала сильно, но постепенно с потеплением к персу я прониклась и к актрисе. Ей очень повезло с линией, которую прописали сценаристы, что в итоге и спасла Эву от унылости и, кто знает, возможного ухода из вселенной шоу.
Из гестов и реккарингов особо выделяются: совершенно волшебная Марго Мартиндейл (Мэгс Беннет), Джереми Дэвис (Дикки Беннет), которого я очень люблю еще со времен "Отеля "Миллион долларов", весельчак Ник Сирси (Арт Маллен), Мукелти Уильямсон (Эллстин Лаймхаус) - Бабба из "Форреста Гампа", Нил МакДонаф (Роберт Куорлз), который натурально пугает одной своей нордической внешностью, юная Кейтлин Девер (Лоретта МакКриди), Дэймон Херриман (феерический идиот Дьюи Кроу), Десмонд Харрингтон (Флетчер Никс), появившийся лишь в одном эпизоде, но КАК, а в будущем сезоне обещают Джозефа Маццелло, и I’m very excited about that. Хотя по большому счету хороши абсолютно ВСЕ, включая эпизодников.
Награды
Первый сезон прошел для критиков почти незамеченным, за что их не упустили возможности пожурить. Через год, в 2011-м, они исправились и одарили шоу номинациями, среди которых наиболее значимыми стали, разумеется, номинации на Эмми. Аж четыре и все (ВСЕ!) актерские: Олифант (лучший лид), Гоггинс (лучший суппортинг), Мартиндейл (суппортинг) и Дэвис (гест). Победить тогда по праву удалось Марго Мартиндейл. В 2012-м актерская номинация была всего одна, и она же превратилась в вин замечательного Джереми Дэвиса.
Минусы, справедливости ради.
Как уже было сказано – тягучесть. Далеко не все способны вытерпеть подобный темп, но если вы никуда не торопитесь, любите слушать неглупую речь и смотреть на нешаблонные действия – милости просим.
Главная ошибка: многие бракуют сериал на стадии пилота (который лично я очень люблю). Да, первый сезон, по мнению масс, несколько слабее последующих, но если досмотрели до 7, относительно динамичной, серии, считайте, отношения у вас сложились.
Во-вторых, здесь нет исключительно положительных персонажей. Подавляющая часть – далеко не ангелы и не собираются ими становиться. По каждому второму плачет тюрьма, и вовсе не за хулиганство. Здесь часто стреляют и периодически убивают, а еще любят слово sh*t.
Надеюсь, что сей довольно неровный рассказ кого-то заинтересует. В любом случае, спасибо